Лишь одно оперное произведение знаменитого Антона Рубенштейна звучит на площадках театров. Эта опера – «Демон». Она смогла с самой первой своей постановки завоевать любовь зрителей и по настоящее время остается одной из самых обожаемых опер на территории нашей страны. «Демон» постоянно входит в творческий репертуар большого количества советских театров оперы, начиная со знаменитого Большого театра…
Образ «Демона» («падшего ангела») в произведении Лермонтова, — это в основном романтический образ богоборца-титана, который смог вступить «с небом в гордую баталию» Иная сторона этого сурово-величавого образа – одиночество, жажда любви, счастья, которые охватили Демона после того, как он повстречал Тамару.
И снова он смог постичь святыню красоты, добра и любви. Антону Рубенштейну была ближе именно вторая сторона образа «Демона». В соответствии с этим пониманием образа и было составлено оперное либретто. Оно было создано знаменитым в свои времена исследователем творчества и жизни Лермонтова П. Висковатовым.
Когда после мелодичного вступления поднимается театральный занавес и первая картина начинается, перед зрителями открывается красивый пейзаж гор. Можно слышать голоса духов, которые призывают Демона. Они сменяются голосами небесных духовных сущностей и природы, которые прославляют красоту этого мира. На вершине горы появляется и сам Демон. Монолог его наполнен злобой, трагическим разочарованием и отчаянием.
Создатель либретто «Демон» Вискатов повествует, что Антон Рубенштейн, перед тем как прийти к нему, «приносил некоторые мотивы грузинских и кавказских музыкальных композиций». Восточный оттенок Рубинштейн смог придать не только оперной партии героя Синодала. Восточный окрас явно прослеживается в мелодии шествия каравана, в хоре под названием «Ноченька», который исполняют на ночлеге спутники героя Синодала.
И в хоре и в шествии наблюдается тревожная обеспокоенность – это своеобразное предчувствие непонятной беды, которая грозит герою Синодалу и всем спутникам. Абсолютно другими настроениями пропитаны танцы в восточном стиле в замке Гудала: страстные женские танцы, пламенная лезгинка. Оперное произведение «Демон» не лишено определенных недостатков: текстов известного Вискотова в некоторых местах многословен и вял; при невероятном мелодичном даре Антон Рубенштейн не обладал таким же речитативом.