Легендарный Большой театр окончил серию показов своей премьеры текущего сезона — оперного произведения «Князя Игоря», которое было топов абсолютно любого сезона и не проходило в этих стенах уже порядка одиннадцати лет. Позавчера оперный спектакль был показан по телевизионному каналу «Культура», так что все желающие приобщиться к новой интерпретации классического оперного произведения, могли легко это сделать — не только обладатели билетов, но и все граждане Российской Федерации.
Об этой грандиозной премьере ходило множество разговоров, было много шумихи около нее: обусловлено это было и заболеванием постановщика-режиссера Юрия Любимова, по причине чего данное мероприятие было перенесено на июнь нынешнего года еще с декабря прошлого, и творческой концепцией, которую режиссер предложил. Она заключалась не только в театральных инновациях, но и в кардинальной переработке самой партитуры. Из этих обстоятельств театр смог выжать по максимуму выгоду.
Творческий продукт, который был предоставлен Большим театром меломанам, получился очень противоречивым. С первого взгляда, для незнающих, не углублявшихся меломанов, все вроде как вполне пристойно: крупный оперный спектакль, без необычных режиссерских набросок, со стильной, но лаконичной сценографией, музыка очень красивая, поют вполне неплохо, танцуют хорошо. Несомненно, все эти преимущества в постановке присутствуют.
Но если изучать ее не поверхностно, а досконально, то можно с легкостью увидеть, что реформаторство Юрия Любимова будет поопасней всех других режиссерских наскоков на этот жанр искусства. Оперное произведение Бородина — это творение, которое полностью открыто для свободного чтения и интерпретации в силу его незавершенности. Как известно, в этой оперной постановке преимущественным редактором был не сам музыкант, а оперный режиссер, главной идеей и задумкой которого было — существенное сокращение всех длинных оперных партий, придание оперной партитуре большего динамизма и цельности.
Музыканты-редакторы — композиторы Карманов и Мартынов — лишь исполнители творческого замысла Юрия Любимова. Если бы создатели обошлись без этих лишних новаций, а попросту постарались бы вложиться максимально в качество самого исполнения, то они могли бы достичь многого — значительно большего, чем банальной пиар-шумихи вокруг невзрачного продукта.