Опера зародилась на территории Флоренции еще в конце шестнадцатого столетия. В те далекие времена на территории Италии господствовало масштабное увлечение академиями, то есть полностью свободными (от церковных и городских властей) сообществами, в которые были объединены ученых, философы, музыканты, поэты, просвещенные и знатные любители. Основное задачей таких сообществ было развитие и всяческое поощрение искусств и наук.
Академии получали финансовую поддержку от своих многочисленных членов (основную часть которых составляли знатные аристократы) и находились под надежным покровительством герцогских и княжеских дворов. В шестнадцатом-семнадцатом веке в Италии существовало более одной тысячи таких академий. Одной из их числа была Флорентийская камерата. Она появилась еще в 1580-ом году по инициативе графа Вернио (Джованни Барди).
В числе ее членов – Джулио Каччини, Винченцо Галилей (отец известного на весь мир астронома), Пьетро Строцци, Якопо Пери, Оттавио Ринуччини, Джиролами Меи, Кристофано Мальвецци, Якопо Кореи. Они в особенности интересовались античной культурой и проблемами древней музыки. Именно на такой почве и появилась опера, которую в те далекие времена еще не называли оперой (сам термин возник в 1639-ом году), а именовали как «drama per musica» (в дословном переводе: «драма через музыку».
Другими словами, композиторы этого сообщества были сильно увлечены реконструкцией драмы и музыки Древней Греции и абсолютно не думали о том, что в настоящее время принято называть оперой. Но из многочисленных попыток сформировать «псевдоантичную» драму в 1600-ом или в 1597-ом году появилась на свет опера.
Различные даты, так как в этом случаев все зависит именно от того, что нужно считать самой первой оперой: год рождения первой, но потерянной, или год самой первой, которая смогла дойти до наших дней оперы. О потерянной известна информация, что называлась она «Дафна», а дошедшая до наших дней – «Эвридика». Она была грандиозно поставлена в дворце Питии 6-ого октября 1600-ого года по случаю того, что состоялось бракосочетание Генриха 4-ого и Марии Медичи.
Мировая музыкальная ассоциация отмечала 400-летие оперы в 2000-ом году. Стоит также отметить, что эти две «самые первые» оперы принадлежат творчеству одного и того же композитора – Якопо Пери («Эвридику» он написал в сотрудничестве с Джулио Каччини.